17 ноября 2009 г. 16.00 в Национальной художественной галерее "Хазине" состоится творческая встреча с художником Ильдаром Зариповым студентов и почитателей его творчества «Яшьлегемә кайту» («Возвращение к юности»), посвященная к 70-летию со дня рождения художника.
Ильдар Зарипов начинал свой творческий путь неординарно, ярко. Он сложился смолоду как крупный национальный живописец, прекрасно освоивший декоративное наследие и духовные традиции своего народа.
На протяжении 50-летнего творческого пути художник всегда был нов, молод, свеж, не изменял первоначальным светлым,
жизненным идеалам и творческому кредо.До сих пор тема молодости, красоты, любви и движения остаются постоянными мотивами его искусства. Поэтому вечер-встреча названа «Яшьлегемә кайту» («Возвращение к юности»). В программе вас ждет: музыка, поэзия и, конечно же, диалог с художником в присутствии молодых почитателей искусства.
Один из самых ярких мастеров Татарстана И.Зарипов использует приемы «неученого», наивного искусства. Это необходимо художнику для того, чтобы передать не частное, конкретное, а общее, родовое, значимое – национальный тип красоты и высоту нравственного идеала народа, избегая при этом лишнего пафоса. Его картина «Рождение поэта», где он показывает в органике кипящего этноса, рождение судьбы народной - шедевр мирового уровня. «Мелодия Кырлая» - этапная в постижении тукаевской тематики, основного ее содержания, народного «монг». Этноисторические картины «Сююмбике с сыном», «Мечеть Кул Шариф» - попытки в привычно декоративной манере выразить свое видение исторической картины.
Зарипов Ильдар Касимович (р.15.11.1939, Казань), живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР (1976), заслуженный художник РСФСР(1983), народный художник РФ (2002), лауреат государственной премии им. Г.Тукая (1994).
Окончил Казанское художественное училище (1961), Московский художественный институт им. В.И.Сурикова (1968), учился у Д.К.Мочальского, занимался в Мастерской живописи АХ СССР в Москве у Г.М.Коржева (1968-70). Член Союза художников (1970). Преподаватель изостудии в Казани (1970-75), член Правления Союза художников Р€ФСР (1972-80). Самобытное творчество 3арипова вошло в историю российского изобразительного искусства, особенно 1960-80-х гг., как творчество крупного мастера, создавшего такие жанровые полотна, как «Разговор» (1970), «Дома» (1971), «Хлеб войны» (1975,1978), «Нефтяник Ахат-абый» (1974), «Зульфия - казанская красавица» (1984), «Катюша», «Батыр» (оба - 1985), «Мелодии Кырлая» (1986, 1988), «Памяти Кустодиева» (1986), «В деревне» (1987), пейзажи из серии «А.С.Пушкин» (1980-е гг.) и др. В 1990-е гг. - один из ведущих живописцев, получил признание в России и за рубежом. Произведения И.3арипова в области тематической и пейзажной живописи, натюрморта, портрета, созданы в традициях как татарского, так и русского искусства, на стыке таких стилевых направлений, как реализм и символизм, под влиянием неопримитивизма и модернизма, имеют общечеловеческую ценность, завоевали популярность народностью, реалистической образностью; сочетают декоративную выразительность письма с открытостью и некоторой наивностью мироощущения. Живописному языку 3арипова свойственны интенсивная палитра, сочетающая близкие по тону оттенки в основном тёплых цветов, особенно излюбленного им красного (от алого до тёмно-вишнёвого, бордового), оранжевого, насыщенно коричневого, охры и др. (жанровая живопись), яркие контрастные цветовые сочетания в пейзажах, натюрмортах, рельефная фактурность красочного слоя. Композиции большинства полотен отличаются плоскостностью и условной передачей пространства, использованием приёмов нар. искусства — фронтальное изображение, орнаментальные ритмы, декор. мотивы и др. Сюжеты картин 3арипова посвящены жизни татарской деревни, темам Великой Отечественной войны и современной индустриализации, отражают фольклорное и литературное наследие татарского (мотивы поэзии Г.Тукая) и русского (творчество А.С.Пушкина) народов, отображают жен. образы символико-аллегорического и поэтическо-романтического звучания («Радость», 1970; «Лето», 1973; «Байрам», 1973-74; «Женщины войны», 1975; «БАМ», 1975 и др.). С кон. 1990-х гг. 3. обращается к жанру портрета — серия «Деятели татарской культуры» (портреты Т.Миннуллина, М.Салимжанова, Р.Шарафеева, Ш.Биктимерова и др.); продолжает работать над пейзажами (серия «Туган як», 1995-2004; картина «Кзыл авыл» в 2004 удостоена диплома 1-й степени на выставке «Большая Волга» в г.Саранск), тематическими картинками («Рождение художника», 1998; «Чигыр», 2003 и др.).
Участник республиканских, зональных («Большая Волга» с 1969), всероссийских (с 1967; «Советская Россия» с 1975), всесоюзных (с 1972; «СССР - наша Родина», Москва, 1972 и 1982; «Россия -10», Москва, 2003) и международных («Выставки советского искусства» в США, 1975; во Франции, 1977; в ФРГ, 1977; «Реалистическая живопись» в Софии, 1979; «Татарские художники» в Стамбуле, 1992 и др.) выставок. Персональные выставки: 1982 (Казань, Москва), 1996 (г.Брауншвейг, Германия), 2000 (Казань).
Произведения находятся в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге, ГМИИ РТ, НКЦ «Казань», в музеях и картинных галереях Киева, Ташкента, Самары, Ижевска, Перми, Саранска, Петрозаводска, Чебоксар, Читы, Уфы, Красноярска, Тольятти и др., в частных коллекциях за рубежом (Франция, Англия, Германия, Италия, Голландия, Израиль, США и др.). В Казани в 2004 открыта галерея-студия И.Зарипова.